Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль и надзор в сфере технического регулирования существовал и до введение в действие закона о техническом регулировании. Более того, он был, а во многом остаётся и сегодня, избыточным и обременительным, зачастую препятствующим реализации инициативы производителей продукции, работ и услуг, ведущим к возрастанию расходов на производство продукции, к повышению её стоимости. Контрольная деятельность государственных органов стала чуть ли не самоцелью; число контрольных органов за 90-е годы существенно выросло, их структура стала громоздкой, а эффективность контроля не всегда была, да и остаётся на высоте. В массовом порядке контроль превратился просто в торговлю разрешительными документами. В работе контрольных органов всё ещё много дублирования; отсутствует Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов налаженные контакты и координация действий различных контрольных органов.

Такое положение, сложившееся в системе государственного контроля и не только в сфере технического регулирования, вызвало появление в 2000 г. Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Данный закон чётко определяет порядок проведения мероприятий по контролю, а именно, мероприятия проводятся на основании распоряжения соответствующего органа государственного контроля; плановые мероприятии по контролю в отношении одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом по контролю проводятся не чаще одного раза в два года; продолжительность мероприятия не должно превышать один месяц; сведения Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов о мероприятиях должны регистрироваться в специальном журнале учёта. Допускается проведение внеплановых мероприятий по контролю, но только на основе указанных в законе оснований.

Закон «О техническом регулировании» в своей сфере действия дополнительно упорядочил и уточнил цель и порядок проведения государственного контроля (надзора).

Во-первых, дано чёткое определение объектов государственного контроля (надзора), это исключительно соблюдение требований технических регламентов. На переходной период, до вступление в силу соответствующих технических регламентов это могут быть требования, установленные в стандартах и других нормативных документах, только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов заблуждение приобретателей. При этом государственный контроль (надзор) в отношении продукции осуществляется исключительно на стадии её обращения, т.е. при продаже и поставке, использовании, транспортировке, хранении, утилизации, но не при производстве.

Во-вторых, определены органы государственного контроля (надзора), установлены их полномочия и ответственность. Такими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора). Непосредственно контроль (надзор) осуществляют должностные лица данных органов и учреждений.



Органы государственного контроля (надзора) имеют право:

– требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов;

– осуществлять сами мероприятия по Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов контролю (надзору);

– выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов;

– принимать мотивированные решения о запрете передачи (поставки, продажи) продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации;

– приостанавливать или прекращать действие сертификатов соответствия или деклараций о соответствии;

– привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности;

и обязаны:

– проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании, давать информацию о существующих технических регламентах;

– соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

– соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) и оформления результатов данных мероприятий;

– принимать на основании результатов Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов мероприятий по государственному контролю (надзору) меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

– направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в установленном порядке.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Информация о мерах, принятых в отношении виновных, должна быть в течение месяца направлена юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых были нарушены.

ТЕМА 7 СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Основные понятия и положения стандартизации

Стандартизация – деятельность по установлению правил и норм в Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности и рациональности деятельности в сферах производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Источник и необходимость стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, связанных с человеческой деятельностью. И эта множественность есть признак технического и экономического прогресса, поскольку она направлена на удовлетворение самых разнообразных потребностей как отдельного человека, так и групп людей и общества в целом. Однако, этот прогресс несёт с собой и ряд негативных явлений, таких как неоправданное, расточительное многообразие объектов равнозначного или аналогичного функционального назначения, усложнение установления и поддержания объективно неизбежных связей между ними Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Отсюда возникает проблема оптимального соотношения между много- и единообразием объектов человеческой деятельности, результатов его труда. А это и есть основная задача, предмет стандартизации.

Практически нет такой сферы человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была связана со стандартизацией. В рамках данной дисциплины стандартизация рассматривается как деятельность в научно-технической и производственной (научные изыскания, промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и т.п.) сферах.

Объекты стандартизации – всё, что является предметом и результатом труда в названных сферах: изделия, материалы, продукты, лекарства, энергия, технологические процессы, методы и способы действий, техническая (проектная, конструкторская, программная, нормативная) документация. Не Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов являются объектами стандартизации природные, не подвергнутые воздействию со стороны человека предметы, вещества, явления, организмы: дерево в лесу, вода в источнике, уголь и нефть в недрах, рыба в море, грибы в лесу, ветер, речной водопад, солнечный свет и т.д. Но объектами её уже становятся: доски, полученные из срубленного дерева, вода, поданная в водопровод или разлитая по бутылкам, уголь на складе и нефть в трубопроводе, рыба на прилавке, маринованные грибы в банке, ветер в аэродинамической трубе, вода, падающая на гидротурбину, солнечный свет, прошедший через светофилтр.

Цели стандартизации как её конечные результаты:

– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

– обеспечение конкурентноспособности и качества продукции (работ, услуг), рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, единства измерений, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), технических и экономико-статистических данных, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

– содействие соблюдению требований технических регламентов.

Первая из названных целей на первый взгляд совпадает с основной целью Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов принятия технических регламентов, но это не совсем так. Различие заключается в том, что принятие и исполнение технических регламентов гарантирует минимально необходимый уровень безопасности, а стандарты должны содержать требования, стимулирующие повышение этого уровня, тем самым обеспечивается совершенствование продукции (работ, услуг) и, как следствие, повышение их конкурентноспособности и качества.

Цели стандартизации достигаются путём решения соответствующих задач стандартизации, основными из которых являются следующие:

– обеспечение взаимопонимания между разработчиками (проектировщиками), изготовителями (исполнителями), продавцами (поставщиками) и потребителями (заказчиками); этому, в частности, способствует применение единой терминологии;

– установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя, производителя, государства и общества в целом;

– установление требований по Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов совместимости (конструкторской, технологической, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.) и взаимозаменяемости продукции;

– согласование и увязка между собой свойств продукции, её составных частей, комплектующих изделий, сырья и материалов;

– унификация продукции на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, блочно-модульного построения сложных изделий;

– установление метрологических норм, правил, положений и требований;

– нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), подтверждения соответствия и качества продукции, работ и услуг;

– установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения их материалоёмкости, энергоёмкости и трудоёмкости;

– унификация правил, норм, требований по разработке, обращению, хранению и применению технической документации;

– создание и внедрение систем классификации и кодирования технико Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов-экономической и социальной информации;

– создание систем каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных свойствах продукции;

– нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.);

– содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами стандартизации.

Указанные цели и задачи стандартизации в РФ максимально увязаны и гармонизированы с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых в научно-техническом отношении странах и в целом в мире. Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в технике, производстве, экономике, так, чтобы нормы и требования, ею устанавливаемые, способствовали развитию, но никак не устареванию производства и сферы услуг.

Законодательство в области стандартизации в РФ обеспечивались до недавнего времени (с 1993 года) Федеральным законом «О стандартизации», который действовал во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ, таких как закон «Об обеспечении единства измерений», закон «О сертификации продукции и услуг», закон «О защите прав потребителей», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Госстандарта России. С 1 июля 2003 года вступил в действие новый Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», который включает в себя также законодательные положения о стандартизации. Новый закон Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов не только воспроизводит положения прежнего закона, но и вводит новые, в частности, принцип добровольного применения стандартов, и отменяет устаревшие, в частности, государственный контроль и надзор в области стандартизации. В части стандартизации (глава 3) он устанавливает:

– цели и принципы стандартизации;

– виды документов в области стандартизации;

– сферу деятельности и полномочия национального органа по стандартизации;

– общие требования к национальным стандартам и общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации;

– правила разработки и утверждения национальных стандартов;

– общие положения о стандартах организаций.

В целом в масштабе страны правовое, организационное и техническое регулирование деятельности в области стандартизации осуществляется в рамках национальной системы стандартизации (НСС), включающей в себя Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов участников работ по стандартизации (органы и организации) и документы в области стандартизации, кроме стандартов организаций.

Наряду с национальной системой происходит становление как самостоятельных систем локальной стандартизации, создаваемых и действующих в пределах отдельных организаций или их объединений, в том числе коммерческих, научных, общественных. Локальные системы не должны и не могут быть изолированы от национальной системы; последняя выступает в качестве объединяющей и упорядочивающей основы для них.

Управление национальной системой стандартизации осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации, определяемый Правительством РФ. С 2004 года его функции исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) как орган федеральной исполнительной власти. До марта Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов 2004 года это был Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ (Госстандарт России). Согласно закону национальный орган РФ по стандартизации:

– утверждает национальные стандарты;

– принимает программу разработки национальных стандартов;

– организует экспертизу проектов национальных стандартов;

– обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

– осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

– создаёт технические комитеты по стандартизации, утверждает положения о них и координирует их деятельность;

– организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

– участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учёт интересов РФ Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов при их принятии;

– утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

– представляет РФ в международных организациях в области стандартизации.

В систему Ростехрегулирования входят примерно 150 органов и организаций, в частности, 23 научно-исследовательских организаций (в том числе Всероссийский НИИ стандартизации, Всероссийский НИИ сертификации продукции, Всероссийский НИИ по нормализации в машиностроении), более 100 территориальных органов (центров) по стандартизации, метрологии и сертификации, издательство и сеть пунктов по распространению документов по стандартизации. Кроме того, в национальной системе стандартизации действуют технические комитеты по стандартизации (порядка 350 комитетов ) и Академия стандартизации и метрологии.

В перспективе функции национального органа по стандартизации в связи с общей тенденцией сокращения государственного регулирования в области стандартизации и Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов с учётом опыта промышленно развитых стран предполагается передать негосударственной организации, действующей на принципе «некоммерческого партнёрства» с государством.

Неуклонное расширение международных связей, особенно в научно-технической сфере, в экономике и торговле, не позволяет стандартизации замыкаться в границах отдельных государств. Отсюда возникновение и развитие международного сотрудничества в области стандартизации¸ основной задачей которого является гармонизация стандартов отдельных стран, согласование национальных систем стандартизации.

Международное сотрудничество РФ в области стандартизации осуществляется путем участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации; таких сейчас в мире насчитывается более 400. Наиболее представительной из них является Международная организации по стандартизации (ISO или русскими буквами ИСО Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов), созданная ещё в 1940 году. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарооборота и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». Основным видом деятельности ИСО является разработка и принятие международных стандартов, рекомендаций, отчётов по проблемам стандартизации и других документов. Деятельность ИСО распространяется на все области стандартизации, кроме электротехники и электроники. В работе ИСО участвует около 150 государств, в том числе Россия. Более того, СССР был одним из основателей данной организации. Высший орган ИСО – Генеральная Ассамблея, собираемая периодически; постоянно действующий руководящий орган – Совет ИСО. К настоящему Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов времени (2007 год) действует около 15 тысяч стандартов ИСО, 75 % из них – основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

Другие наиболее известные международные организации:

МЭК – Международная электротехническая комиссия;

МСЭ – Международный союз электросвязи;

МОЗМ – Международная организация по законодательной метрологии;

СЕН – Европейский комитет по стандартизации;

СЕНЭЛЕК – Европейская организация по стандартизации в области электротехнической продукции.

Международные стандарты являются документами добровольного применения; каждая страна их может применять целиком, отдельными частями непосредственно или путём введения их положений в национальные стандарты или технические регламенты или вообще не применять.

Особую роль в области стандартизации Россия играет в рамках Содружества независимых государств (СНГ) – бывших республик Советского Союза. В марте 1992 г. было подписано Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Соглашение о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и создан Межгосударственный совет – МГС (после 2004 г. Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации – ЕАСС). Это одно из первых прикладных соглашений в СНГ, и его заключение говорит о чрезвычайной важности стандартизации и метрологии в хозяйственной деятельности государств. В результате деятельности МГС (ЕАСС) сохранены и используются в странах СНГ существовавшие в СССР фонды нормативной документации и эталонная база.

Общие положения о построении и функционировании Межгосударственной системы стандартизации изложены в основополагающем стандарте – ГОСТ 1.0 – 2001.

Стандарты и другие нормативные документы, разрабатываемые и принимаемые в рамках ЕАСС, имеют статус межгосударственных и действуют на Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов территории стран СНГ непосредственно в качестве национальных.


documentaidbpnl.html
documentaidbwxt.html
documentaidceib.html
documentaidclsj.html
documentaidctcr.html
Документ Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов